Медицинские работники по предрейсовым осмотрам работают

Предрейсовый медосмотр для водителей: новый закон 2018-2019

Медицинские работники по предрейсовым осмотрам работают

Предрейсовые медицинские осмотры – это обязательная процедура, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем о порядке проведения в 2019 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью. 

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”.

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г.

№ 835н “Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”.

 Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Как установлено п. 9 “Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”, все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

  • Механик по выпуску автомобилей на линию – требования к образованию 

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ “О дорожном движении”.

Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров.

Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

  • Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра является недопущение к управлению ТС лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в медицинском кабинете. Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. 

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве – алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в п. 4 ч. 2 Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

  • привлечь в штат медработника;
  • заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем лицензию.

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103393-qqq-17-m9-predreysovye-meditsinskie-osmotry-voditeley

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Медицинские работники по предрейсовым осмотрам работают

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2019 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Порядок проведения процедуры

Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

  1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

Также в помещении должны находиться:

  • чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;
  • кушетка медицинская;
  • как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
  • алкотестер;
  • экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • термометр, прибор для измерения давления;
  • стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
  • шпатели медицинские.

При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/predrejsovyj-meditsinskij-osmotr-voditelej/

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей: организация и правила проведения

Медицинские работники по предрейсовым осмотрам работают

Найм Труда > Охрана труда > Кто и каким образом может проводить медицинский осмотр водителей перед рейсом

Предрейсовый медицинский осмотр — это обязательная процедура, и главная ее цель — это профилактика аварийных ситуаций на дорогах, но кто может проводить это мероприятие? Каковы цели проведения и что выявляет осмотр.

Цель проведения

Цель проведения предрейсового медосмотра

Основная цель проведения медосмотра перед выпуском водителя в рейс — это заключение о его состоянии здоровья, чтобы не было случаев переутомления в дороге, выявление возможного опьянения, в том числе наркотического, алкогольного или токсического.

Цель мероприятия заключается в следующем:

  • безопасность на дорогах как пешеходов, так и водителей;
  • определение состояния здоровья на предмет, сможет ли человек выдержать нагрузку (это тоже связано с безопасностью).

Специалисты, проводившие медосвидетельствование, возлагают на себя некую ответственность, поэтому осмотры проводятся по жестким критериям.

Требования законодательных документов обязательны для исполнения и поэтому каждый работодатель должен знать, что перед каждым рейсом необходимо организовывать проведение медицинского освидетельствования водителей.

На основании требований нормативных документов необходимо обеспечить:

  1. Проверку водителей перед рейсом, чтобы выявить содержание спирта в крови, наличие опасных препаратов, наркотических веществ. Одним словом, всех вредных составляющих, которые оказывают влияние на качество выполняемой работы.
  2. Финансирование данного мероприятия производится за счет средств работодателя.

Обследованием подобного рода занимаются квалифицированные специалисты, обладающие разрешительными документами, неважно, в штате организации они выполняют свои функции или на договорной основе.

По результатам проверок ведется запись в журнале. Обо всех возможных ситуациях доводят сведения до руководителей. В случае если выявлено, что у водителя обнаружено отклонение по состоянию здоровья, то его направляют в клинику для проведения обследования.

Ужесточение мер

За последние годы в законодательстве произошли изменения, и многие меры усилились, это связано с большим количеством аварийных ситуаций на дорогах, в том числе с гибелью людей.

В любом случае все данные о проведении медкомиссии необходимо зафиксировать в журнале. Этот документ является обязательным, так как в нем отражены все сведения о состоянии водителя. Он обязательно должен быть прошит и пронумерован.

Какие перемены произошли в недавнее время:

  1. В обязательном порядке стал проводиться предрейсовый медосмотр.
  2. Перед тем как выйти на смену стало необходимостью осматривать водителя непосредственно за рулем.
  3. Если рейс окончен, то и по его окончании тоже проводится осмотр.
  4. Даже по уходу со смены водителю необходимо пройти отметку у специалиста.

Хотя, по мнению многих, это довольно жесткие меры, но все же они обоснованы практической реальностью. Всем известно, что неважное состояние водителя может привести к непредсказуемым последствиям.

Внесены изменения в нормативные акты также по отношению к некоторым категориям сотрудников, то есть и они теперь тоже обязаны проходить медкомиссию. Медосмотр проходят водители, выполняющие перевозку пассажиров и опасных грузов.

Прохождение мероприятия необходимо не только водителям, но и директорам транспортного предприятия.

Приказом Министерства здравоохранения регламентируется следующее:

  1. Медосмотры проводятся перед тем, как начинается смена, это необходимо для идентификации вредных факторов при перевозке, так как последние могут существенно нарушить трудовую функцию.
  2. Финансирование производится за счет средств работодателя.
  3. Медосвидетельствование проводят квалифицированные работники, имеющие свидетельство.

Вопрос лишь заключается в том, как проходит сама процедура.

Порядок проведения

Результаты предрейсового медосмотра фиксируются в журнале

Новое законодательство определяет несколько составляющих проведения медосмотра:

  1. Какие жалобы на состояние здоровья поступают от самого водителя.
  2. Осмотр по мнению специалиста.
  3. Измерение показателей температуры тела, артериального давления и пульса.
  4. Имеются ли признаки опьянения.
  5. Принимал ли водитель вещества, влияющие на психику.
  6. Алкотестером измеряют процент содержания алкоголя в крови.

То есть практически производится осмотр кожного покрова, глазного яблока, рта, а также зрачков на реакцию. После водителю задается ряд вопросов о его самочувствии в данное время и какое психическое состояние на этот момент.

После производят замеры давления и пульса. При наличии у водителя гипертонического заболевания врачу необходимо указать рамки давления, согласно которых производится допуск в рейс.

Их несложно вычислить на основании данных из десяти дней, взятых как среднее арифметическое. Наличие алкоголя в крови выявляется с помощью алкотестера, а наркотические вещества в крови могут определиться лишь на основании лабораторных исследований.

По результатам медицинского осмотра перед рейсом выдаются заключения следующего характера:

  1. Вредных факторов не было выявлено, поэтому можно приступать к выполнению работы.
  2. Выявлены факторы, препятствующие допуску к работе.

Об этих данных следует проинформировать руководителя, наряду с этим должна быть отметка в путевом листе, где указана точная дата и время проведения мероприятия, а также подпись специалиста, проводившего обследование.

Какие требования предъявляются к кабинету

Чтобы проводился предрейсовый осмотр водителей, работодателю следует выделить специальное помещение, причем его площадь должна составлять не менее 12 м2.

В этом помещении должны быть:

  • чемоданчик специалиста, оснащенный средствами для оказания первой медицинской помощи на случай, если сотруднику стало плохо;
  • для проведения осмотра необходима кушетка;
  • 2 стула для специалиста и пациента;
  • гардероб для одежды;
  • письменный стол;
  • лампа настольная для обеспечения местного освещения;
  • сейф для медика;
  • алкотестер;
  • тесты на определение алкогольного или наркотического опьянения;
  • градусник;
  • тонометр для измерения давления;
  • шпатели;
  • стол для приборов.

Немаловажно, чтобы помещение было отапливаемое, снабжено водой, а также освещение в нем должно быть в пределах норматива.

При отсутствии такового возможно выделение отдельного помещения для проведения проверки водителей перед выездом в рейс, работодатель может организовать выезд сотрудников в поликлинику на собственном транспорте.

Кто может проводить медосмотр

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр

Проведение медицинского осмотра водителей не может выполнять организация, не имеющая лицензию по этому направлению. Медучреждение должно обладать всеми разрешительными документами на право заниматься этим видом деятельности. Причем медицинский персонал тоже должен быть обучен и иметь соответствующий сертификат.

Как получить сертификат? Во многих населенных пунктах имеются учреждения, занимающиеся выдачей данных документов. К ним могут относиться медицинские училища, факультеты университетов и центры повышения квалификации медиков.

Существует три варианта организации проведения медицинского осмотра предприятиями:

  1. Если в организации имеется штатный медицинский сотрудник, имеющий сертификат. В этом случае и лицензии не потребуется, так как оптимальные правила соблюдены.
  2. С привлечением иной организации, имеющей свидетельство на проведение таких осмотров, после заключения договорных отношений. Это могут быть поликлиники или больничные учреждения как государственной структуры, так и частной.
  3. Получение предприятием лицензии на проведение медосмотров. Этот вариант приемлем для крупных предприятий, так как имеется необходимость проводить работы оперативно.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/kto-mozhet-provodit-predrejsovyj-meditsinskij-osmotr-voditelej.html

Предрейсовые медосмотры водителей: организуем, оформляем, финансируем — Audit-it.ru

Медицинские работники по предрейсовым осмотрам работают

Ильдар Касимов, юрист по трудовому праву

Журнал “В курсе правового дела”, 2010год, №20

Водители в штате организаций или индивидуальных предпринимателей не редкость. Специфика их работы связана с управлением транспортными средствами, которые являются источниками повышенной опасности. Это обусловливает особые требования к организации труда водителей, одно из них – обязательные предрейсовые медосмотры. Как же они должны проводиться?

Требования закона

В числе возложенных на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда особо выделяются1:

– организация за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде;

– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).

Для работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, законодатель предусмотрел прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодных) медицинских осмотров (обследований) в целях определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний2.

Кроме того, работы по непосредственному управлению транспортными средствами поименованы в пункте 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)3.

Законодательство о безопасности дорожного движения также предусматривает, что юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств4.

Названные нормативные требования позволяют сделать выводы:

1) работодатели, имеющие в штате водителей автомобилей, обязаны за счет собственных средств проводить все перечисленные выше медосмотры (обследования);

2) работники, выполняющие трудовую функцию водителя автомобиля, в свою очередь должны их проходить (в противном случае речь может идти о ненадлежащем исполнении сотрудником своих трудовых обязанностей и нарушении трудовой дисциплины).

На тех же позициях стоят и судебные органы. При этом они указывают, что организовывать и вести учет медосмотров водителей должны все организации, использующие автотранспортные средства, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности5.

Чем руководствоваться и как быть с лицензией?

В настоящее время порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регламентирован нормативными документами, которые несколько по-разному определяют перечень лиц, имеющих право их проводить. Речь идет о следующих нормативных актах:

– об Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (далее – Инструкция)6;

– о методических рекомендациях “Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств” (далее – Методические рекомендации)7.

Пунктом 1 Инструкции установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся:

– медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств;

– медицинским персоналом, привлекающимся по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении на хозрасчетной основе сверх установленных норм медицинской помощи.

Методические рекомендации предусматривают, что медосмотры проводятся8:

– медицинским работником организаций (врачом, фельдшером, медицинской сестрой);

– медицинскими работниками учреждений здравоохранения, которые привлекаются на основании договоров, заключаемых между организациями и учреждениями здравоохранения.

Поскольку Методические рекомендации принимались позднее Инструкции, руководствоваться следует именно ими. Поэтому работодатель вправе либо заключить договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров с медицинским учреждением, либо включить в штатное расписание должность врача, фельдшера или медицинской сестры.

Надо также учитывать, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только при наличии у медицинского работника организации соответствующего сертификата9, а у медучреждения – лицензии10.

Для того чтобы работник организации мог на законных основаниях проводить медосмотры работающих в ней водителей, необходимо наличие:

– медицинского образования у этого сотрудника (он должен иметь квалификацию врача, фельдшера, медицинской сестры);

– сертификата, подтверждающего прохождение этим работником курса специальной подготовки.

В целях медицинского освидетельствования водителей разработана Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств11, рассчитанная на 36 часов.

Однако будет ли достаточно сертификата работающему в организации медику, ведь медицинская деятельность, как уже было ранее отмечено, относится к числу лицензируемых?

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включает в себя выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Кроме того, лицензия на медицинскую деятельность выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям12.

Выходит, для того чтобы работающий в немедицинской организации (в нашем случае транспортной) специалист-медик мог проводить медосмотры водителей, работодателю нужно получить лицензию на медицинскую деятельность?

Судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно. По мнению одних судей, иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности обязаны лишь те организации, для которых такая деятельность является основной13.

А потому транспортные организации, принимающие в штат медработников для медосмотров своих водителей, получать эту лицензию не обязаны.

По мнению других судей, проведение медосмотров водителей любыми организациями подлежит лицензированию, поскольку медицинская деятельность лицензируется, а предрейсовые осмотры относятся к медицинской деятельности14.

Уполномоченные государственные органы в свою очередь тоже указывают на необходимость получения организацией, осуществляющей медосмотры водителей, лицензии на медицинскую деятельность. При этом они не ставят ее получение в зависимость от того, является ли эта деятельность для организации основной или нет15.

Заметим также, что ведение предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой неблагоприятные юридические последствия, в том числе административную ответственность16.

Процедурные нюансы

Предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться медицинским работником как в организации, где работают водители, так и в медицинском учреждении17.

Для предрейсового медосмотра непосредственно в организации нужно оборудовать специальное помещение, оснащенное медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

– медицинской кушеткой;

– письменным столом, стульями, настольной лампой, шкафом для одежды, вешалкой для верхней одежды, напольным ковриком, сейфом;

– прибором для определения артериального давления, термометром, стетофонендоскопом;

– прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе;

– алкометром, экспресс-тестами на алкоголь и наркотики;

– столиком для медицинского оборудования;

– шпателями медицинскими;

– сумкой с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.

Кроме этого, отдельно следует подготовить комнату для отбора биологических проб.

Предрейсовый медосмотр должен производиться перед началом рабочей смены. Причем период медосмотра водителя включается в его рабочее время18.

На медосмотр водитель должен приходить с путевым листом. Если по результатам медосмотра водитель допускается к рейсу, в путевом листе ставится соответствующий штамп (“Прошел предрейсовый медицинский осмотр”), где фиксируются дата и точное время медицинского осмотра, а также фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Отсутствие в путевом листе водителя отметки о предрейсовом медосмотре может быть квалифицировано как нарушение законодательства об охране труда.

Отклонения в состоянии здоровья водителя служат основанием для отстранения его от работы по медицинским показаниям. К числу таких отклонений относятся:

– симптомы острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 оC, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т. п.);

– повышение или снижение частоты сердечных сокращений и изменение артериального давления выше или ниже уровней, характерных для конкретного осматриваемого водителя;

– нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние.

Для выявления последнего из приведенных отклонений медработник, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя. При этом в обязательном порядке по установленной форме составляется протокол контроля трезвости19(в 2 экземплярах). Один экземпляр протокола остается у медработника, а второй выдается руководителю организации.

На основе медосмотра ведется полицевой учет отстраненных от работы водителей. Для этого используются бланки карт амбулаторного больного20, куда заносятся результаты обследования (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

Справочно. Отстранение от работы – это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей по основаниям, перечисленным в ТК РФ, других законах и иных нормативных правовых актах21. Оно производится либо по инициативе работодателя, либо по требованию органов и должностных лиц, специально уполномоченных на это нормативными правовыми актами.

Об отстранении водителя от работы работодатель должен издать приказ (или распоряжение), где отражаются:

– причины отстранения от работы;

– срок, на который работник отстранен от работы;

– указания относительно оплаты периода отстранения.

Отстраняемый от работы водитель должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) под подпись.

Если водителя не допускают к рейсу по состоянию здоровья, то его направляют в поликлинику. Врач, признав водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист. В случае признания трудоспособным – справку об отсутствии медицинских противопоказаний для допуска к работе.

Кроме того, результаты медосмотра обязательно заносятся в специальный журнал – пронумерованный, прошнурованный, скрепленный печатью организации или учреждения здравоохранения. В нем фиксируются:

– фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя;

– дата и время проведения медосмотра;

– медицинское заключение;

– принятые меры;

– фамилия и инициалы медицинского работника.

Необходимо также учитывать, что за качество предрейсового медосмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством медработник несет не только дисциплинарную, но и другую ответственность (в случаях, предусмотренных законодательством).

Таким образом, обязательные медицинские осмотры водителей являются не только одним из мероприятий по охране труда работников, но и частью мер обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому крайне важно, чтобы они организовывались работодателями правильно.

1)  абз. 11, 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ

2)  ч. 2 ст. 328 ТК РФ

3)  утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/274318.html

Должностная инструкция медицинского работника по предрейсовым медицинским осмотрам водителей

Медицинские работники по предрейсовым осмотрам работают

1.1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации, с целью выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.

1.2. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.3. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским работником, имеющим соответствующий сертификат.

1.4. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].

1.5. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам должен знать:

– постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей;

– порядок и правила обращения с инструментами, предназначенными для измерения артериального давления, пульса, температуры тела, определения реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе;

– методы проведения предрейсовых осмотров водителей;

– правила внутреннего трудового распорядка организации;

– основы организации труда;

– правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.6. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

Должностные обязанности работника

На медицинского работника по предрейсовым медицинским осмотрам возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление контроля за состоянием здоровья водителей.

2.2. Проведение предрейсовых медосмотров перед началом рабочей смены, включающих:

– сбор анамнеза;

– определение артериального давления и пульса;

– определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;

– при наличии показаний – любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.

2.3. Занесение результатов проведенного предрейсового медицинского осмотра в журнал.

2.4. Принятие решения о допуске водителей к работе.

2.5. При допуске к рейсу медицинский работник на путевых листах ставит штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр” и подпись.

2.6. В случае необходимости оказание первой помощи.

2.7. Оформление в установленном порядке направления в лечебные учреждения водителей.

2.8. По результатам предрейсового медицинского осмотра ведение полицевого учета отстраненных от работы водителей, для чего используются бланки карт амбулаторного больного (форма 25). Занесение результатов освидетельствования в карту (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

2.9. Анализ причин отстранения водителей от работы.

2.10. Принятие участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий, с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие.

2.11. Проведение анализа эффективности предрейсовых медицинских осмотров водителей.

2.12. Один раз в год составление списка лиц, состоящих на диспансерном учете, а также при первичном выявлении больных с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе.

2.13. Информирование руководителя организации о результатах осмотра.

Права работника

Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. На повышение квалификации по вопросам организации проведения предрейсовых медицинских осмотров.

3.4. Вносить руководителю предложения по вопросам, касающимся исполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

3.5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

Ответственность работника

Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам несет ответственность:

4.1. Дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, и другую ответственность за качество проведенного предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством.

Общий каталог описания должностей тут:  Список типовых должностей!

КА “Кадровый метод” – это современное кадровое агентство в Москве по быстрому и эффективному поиску, подбору персонала. Наше агентство по подбору персонала окажет услуги по рекрутингу необходимого Вам персонала.

Ищем и подбираем топ персонал (топ менеджеров, директоров, управленцев высшего звена), персонал среднего звена, IT специалистов, менеджеров продаж, линейный персонала, бухгалтеров, врачей, стилистов, …
Информацию для работодателей по услугам поиска и подбора персонала Вы можете найти на данной странице.

На странице “Акции” Вы можете узнать о наших последних акциях и спецпредложениях для Заказчиков (работодателей). На странице каталога должностных инструкций, прочитать какая должна быть должностная инструкция и скачать базовые варианты ДИ.

Если Вам интересен запрос ищу работников, то мы Вам подберем персонал, а соискателям поможем найти работу! Осуществим поиск сотрудников и поиск работников для Вас в сжаты сроки.

Для Вашего удобства мы создали раздел “Подбор персонала по профессиям” в котором мы разместили подробную информацию по основным позициям популярных заявок от Заказчиков поиска и подбора, но с привязкой к конкретному названию вакансии, к примеру секретарь, менеджер по продажам, товаровед, удаленный менеджер по продажам, менеджер по закупкам, топ персонал, руководители и т.д., а также раздел “Поиск и подбор (рекрутинг) персонала по специализациям”
Для соискателей созданы 3 полезных раздела, а именно “Как составить резюме”, “Советы соискателю” и “Открытые вакансии”. Соискателю станет найти работу проще! Наши советы соискателям работы помогают найти работу, если прочитать внимательно все статьи! Подписка на рассылку наших новых вакансий на странице “Подписка на новые вакансии”

Источник: https://hr-metod.com/polezno/dolzhnostnye-instrukcii/medicina/dolzhnostnaja-instrukcija-medicinskogo-rabotnika-po-predrejsovym-medicinskim-osmotram-voditelej.html

Дом права
Добавить комментарий